Сигналы бедствия

Международная кодовая таблица сигналов бедствия

Для потерпевших, лишенных аварийно-спасательных средств, придумано множество способов аварийной сигнализации. Международная кодовая таблица – один из самых популярных, так что вспомним уроки ОБЖ.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах – на склонах холмов, полянах. Размеры выкладываемых знаков в разных источниках описаны по-разному, но их рекомендуемая величина, согласно международному стандарту равна 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет – чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Если есть такая возможность, да и дурости у вас хоть отбавляй, можете выложить знак, размерами, превышающими 100х100 метров. Лётчики его заметят наверняка.
Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды и прочей ткани. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря – из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.
Можно сигнал не выкапывать, а, например, выкопать с помощью лопаты или ножа. При этом, выкапываемую землю и дёрн нужно уложить вдоль траншеи, что увеличит ширину и заметность сигнала.

На снегу сигнал рисуется с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и подобным тёмным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.
Во всех случаях нужно стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более тёмными и наоборот.
Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолёта, значение.
Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.
Вообще нужно заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, лётчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберёт сигналы кодовой таблицы и дым от сигнального костра и наконец, рассмотрит самих людей.

Источник: http://info-grad.com/mezhdunarodnaya-kodovaya-tablitsa-signalov-bedstviya/

Статья 87 ВЗК РФ. Сигналы бедствия

1. Для своевременного оказания помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам, их пассажирам и экипажам используются единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения об опасности (далее — сигналы бедствия).

2. Перечень технических средств, подлежащих обязательной установке на воздушных судах для передачи сигналов бедствия, определяется федеральными авиационными правилами.

Комментарии к ст. 87 ВЗК РФ

Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал бедствия. Одновременно включается сигнал бедствия аппаратуры опознавания.

Сигнал бедствия устанавливается единый для всей авиации России и передается по радиотелеграфу буквами «СОС», по радиотелефону — открытым текстом «Терплю бедствие» (при международных полетах — словом «Мэйдей»).

Все сигналы передаются только по указанию командира воздушного судна. Экипаж любого воздушного судна, услышав сигналы бедствия, должен сообщить об этом органу УВД и продолжать следить за передачей информации на этой частоте. Передача сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемых крайней необходимостью, до особого указания диспетчера может быть временно запрещена. При вынужденной посадке экипаж вплоть до приземления (приводнения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями, а в перерывах держит передатчики во включенном состоянии (с нажатой кнопкой). Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, должны быть постоянно включенными.

Все наземные радиостанции, принявшие с воздушного судна сообщение о бедствии, немедленно передают подтверждение о его приеме, принимают меры к установлению с воздушным судном надежной радиосвязи и воздерживаются от радиообмена с другими радиостанциями на этой частоте. Экипаж воздушного судна, принявший сигнал бедствия, передает подтверждение о приеме и немедленно сообщает об этом в пункт управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при групповом полете — командиру (ведущему) группы. Экипаж воздушного судна, установивший радиосвязь с воздушным судном, терпящим бедствие, должен ретранслировать радиообмен и по указанию пункта управления полетами (командира группы), продолжая поддерживать радиосвязь, следовать в район бедствия. При этом он должен сообщить свое местонахождение и по возможности расчетное время прибытия в район бедствия.

Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально, обязан доложить о своих наблюдениях. Он также должен сообщить о координатах места бедствия руководителю полетов (командиру группы) и получить указания дальнейших действий.

При невозможности установления связи с руководителем полетов, наблюдавший экипаж продолжает отслеживать развитие событий, связанных с бедствием, устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или ближайший пункт управления полетами, используя все возможные каналы связи.

При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.

Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна. Использование средств спасения и жизнеобеспечения осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации. Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января 2005 г. и на частоте 406,025 МГц.

В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и, по возможности, берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства. После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.

При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу же после приземления экипажа с парашютом проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема. После приземления в начале каждого часа первых суток производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.

Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе. При установлении двусторонней радиосвязи с экипажем поисково-спасательного воздушного судна дальнейший порядок работы с радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна. При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях. Полученная информация докладывается в пункты управления полетами.

Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна государственной и экспериментальной авиации должен подать сообщение о бедствии открытым текстом по действующим каналам управления полетом, по которым к началу сложившейся на борту аварийной ситуации воздушное судно имело связь, и продублировать по общим каналам связи и пеленгации на аварийных частотах 121,5 (406,025) МГц и 2182 кГц. Включить аварийный радиомаяк.

Сообщение о бедствии в полете передается открытым текстом в следующем порядке:

А ещё  Носимый аварийный запас

1) «Терплю бедствие» — 3 раза («MAYDAY» при международных полетах);

3) позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, — 3 раза;

4) координаты места бедствия — 3 раза.

Пример: «Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие, Я, 93114, 93114, 93114; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.».

Если позволяет обстановка, то необходимо передать:

характер бедствия и требуемую помощь;

решение командира воздушного судна и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасанию;

время московское (UTC — при международных полетах).

Одновременно с передачей сигнала «SOS» или «Терплю бедствие» включается сигнал «Бедствие» на аппаратуре опознавания и сигнал «Авария» на ответчике УВД. При полетах вне границ Российской Федерации на ответчике УВД ИКАО устанавливается код 7700 «Бедствие».

Сообщение о бедствии передается до тех пор, пока не будет получено подтверждение о принятии этого сообщения от экипажей воздушных судов (наземных пунктов управления полетами) или до момента покидания экипажем воздушного судна. Все члены экипажа при покидании воздушного судна и вынужденной посадке (приводнении) должны действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (инструкции экипажу) для данного типа воздушного судна.

Источник: http://rulaws.ru/Vozdushnyy-kodeks/Glava-XIII/Statya-87/

Международные сигналы бедствия

Вот уже 111 лет в мире в качестве одного из основных и известных сигналов бедствия повсеместно известен сигнал SOS. 3 ноября 1906 на Второй международной конференции по беспроволочной телеграфии в Берлине в качестве международного сигнала бедствия на море был принят сигнал «три точки — три тире — три точки» (в азбуке Морзе: . — — — . ). Сначала сигнал не имел буквенного эквивалента. На тот момент в международном варианте азбуки Морзе буква S кодировалась последовательностью трех точек, а O — трех тире. Именно так и появилась эта последовательность «SOS».

Первым кораблем, пославшим сигнал «SOS», был трансатлантический лайнер Slavonia, налетевший на рифы близ Азорских островов на пути из Нью-Йорка в Триест. Это произошло 10 июня 1909 года.

Сам же сигнал SOS был образован не сразу. Предлагался к использованию сигнал «SSS DDD» (. . . – .. – .. – ..), однако он не был принят по причине возможных проблем в разборчивости при неблагоприятной помеховой обстановке. На это же место претендовал сигнал «CQD» (– . – . – – . – – ..), предложенный компанией Маркони (Marconi International Marine Communication Company), беспроволочные телеграфные аппараты которой устанавливались на морских судах. Этот сигнал был введен внутренним циркуляром компании от 7 января 1904 года, вступившим в силу 1 февраля 1904 года. «CQD» восходил к давно выработанному сигналу «CQ» (Come Quick – подойти быстро), общему сигналу вызова для телеграфистов, к которому была добавлена буква D, обозначавшая Distress (бедствие). Однако, от него отказались из-за часто используемого сочетания CQ, из-за чего сигнал бедствия может быть неверно распознан.

Другим претендентом был менее известный сигнал «NC». В руководстве по беспроводной телеграфии для электриков военно-морского флота США 1906 года предлагалось использовать в качестве общепонятных радиосигналов буквенные обозначения международных сигналов, передаваемых флажковой азбукой. Сигнал NC, переданный флажками, означал: «Терплю бедствие; требуется немедленная помощь». В азбуке Морзе он тоже выглядел достаточно кратко и характерно (–. –.–). Преимущества «SOS» перед его основным и более широко распространенным конкурентами были очевидны: он короче и легче в передаче, он легче распознаётся на слух среди множества других.

Вопреки распространённому убеждению, «SOS» не является аббревиатурой, а фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как «Save Our Ship» («спасите наш корабль»), «Save Our Souls» («спасите наши души»), «Swim Or Sink» («плывите или утонем») являются лишь свреобразными фразеологизмами, придуманными из творческих побуждений.

Если сигнал SOS используется в телеграфной связи, то в голосовой широко применяется сигнал Mayday («Мэйдэй»). Он используется в ситуациях, которые представляют угрозу жизни людей. Для стопроцентной разборчивости сигнал передаётся три раза подряд. «May day» дословно переводится с английского как «Майский день». Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского «m’aidez» — сокращённый вариант фразы «venez m’aider» («придите мне на помощь», «помогите мне»).

«Mayday» был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понятен в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже.

В случае угрозы жизни «Mayday» может быть передан на любой частоте. Однако существуют и частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия. Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше. На море для этих целей используются частоты 2182 кГц и 156,8 МГц (международный 16 канал бедствия), в авиации — 121,5 МГц, 406,0 МГц для радиобуёв.

В 1999 году Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO, ИМО) приняла решение отменить сигнал SOS и заменить его системой ГМДСС (Глобальная система оповещения о бедствиях и обеспечения безопасности на море). Эта система позволяет любому человеку, даже не владеющим навыками передачи кода Морзе, одним нажатием кнопки передать сигнал бедствия к спутнику связи, а от него во все порты, в службы спасения, береговые авиабазы и на все суда в данном районе моря. Причем аппаратура на спутнике автоматически расшифрует координаты пославшего краткий радиосигнал системы ГМДСС.

Источник: http://krikam.net/content/articles/obschee/mezhdunarodnye-signaly-bedstviya/

Подача сигналов.

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.

Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) — может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк — передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция — в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы — факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения — дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты — помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули — при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер — тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

«Павлиньи Перья» — маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску — с одной стороны синюю, с другой — жёлтую.

Средства подачи световых сигналов — свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток — весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце — световой «зайчик» от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр «хатка», который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами — они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья — иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

А ещё  Что делать, если провалился под лед: инструкция по выживанию

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния — на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более, чем на две-три секунды. Иначе Вы можете ослепить пилота.

Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, — они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов — ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Смотрите пример некоторых международных сигналов бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы — иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с «восьмёркой» на конце вправо, а тире — отмашкой с «восьмёркой» на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

Световой сигнал — как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

Звуковой сигнал — три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал — три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал — длинная серия точек.

Световой сигнал — длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы. Смотрите примеры, как помечать следы.

Источник: http://www.raaar.ru/zeml/znaki/signal_1_2.html

Сигнал бедствия

Сигнал бедствия — международное признанное средство запроса помощи. Сигнал бедствия сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи.

Сигналом бедствия может быть радиосигнал, звуковой, пиротехнический, дымовой или световой сигнал.

Морские сигналы бедствия

  • Клубы оранжевого дыма;
  • Открытое пламя на судне (к примеру, от горящей смоляной бочки);
  • Сигнальные ракеты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени
  • Красная парашютная ракета;
  • фальшфейер красного цвета;
  • Флажковый сигналNC (НЦ)
  • Квадратный флаг с шаром над или под ним;
  • Медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  • Пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов.
  • Sécurité — сигнал, передаваемый по голосовой радиосвязи в случаях, не связанных с риском для жизни.
  • Сигнал SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы;
  • Использование оборудования GMDSS;
  • Радиосигнал Mayday, повторяемый три раза.

Сигналы бедствия, использующиеся в том числе в авиации

  • В авиации кодированный сигнал «бедствие» передаётся по радиоканалам техническими средствами связи — в российской авиационной технике используется различная аппаратура распознавания (для воздушных судов государственной авиации) и радиолокационные ответчики управления воздушным движением (как в государственной, так и в коммерческой авиации). В последнем случае передаётся четырёхзначный код, который отображается на мониторе диспетчера УВД:
    • 7500 — захват самолёта;
    • 7600 — потеря связи;
    • 7700 — аварийная ситуация.
  • Сигналы Mayday, Pan-pan, передаваемые по голосовой связи.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F

Сигнал бедствия Mayday

Очередная интересная статья от наших партнеров с пожарного сайта «5 номер».

Что должен делать пожарный, оставшийся один в непригодной для дыхания среде? Как правильно передать информацию о том, что наступила аварийная ситуация, кто-то из участников тушения пожара попал в «неприятности», и его жизни угрожает опасность?
В первую очередь стоит незамедлительно подать сигнал бедствия, и этому будет посвящён данный материал.
Безусловно, самым известным сигналом бедствия является международный сигнал бедствия SOS, используемый в радиотелефонной связи с использованием азбуки Морзе.

Но современная пожарная охрана не стоит на месте, и в вопросах передачи информации мы давно ушли от «морзянки» и перешли на повсеместное использование голосовой радиосвязи. И, в отличие от коротких точек и длинных тире, в голосовой связи используется другой международный сигнал бедствия – Mayday.
Mayday в качестве сигнала бедствия утверждён Регламентом радиосвязи Международного союза радиосвязи.
В российской пожарно-спасательной службе Mayday, как сигнал бедствия, определен разделом №5 «Руководства по радиосвязи…» (утвержденного Приказом МЧС России №375 от 23.06.2006 года).
Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от последующих сообщениях о ранее поданном сигнале бедствия.

Наглядным примером подачи сигнала бедствия является запись радиопереговоров во время трагических событий, произошедших 06.12.2006 г. в г. Нью-Йорк – того самого «Чёрного воскресенья», перевод технического отчёта о котором мы уже публиковали ранее:

Читатель может спросить: так в каких же случаях следует звать на помощь? Основанием для подачи сигнала бедствия могут считаться следующие аварийные ситуации с газодымозащитником, звеном ГДЗС, любым другим участником тушения пожара или ликвидации последствий ЧС:
— заблудился или дезориентировался в непригодной для дыхания среде;
— произошло разделение звена ГДЗС и первоначальная попытка восстановить его целостность не увенчалась успехом;
— падение в прогар, попадание в ловушку;
— заканчивается запас воздуха/кислорода;
— обрушение строительных конструкций;
— запутывание в проволоке;
— резкое осложнение обстановки на месте пожара (распространение огня, значительное/резкое повышение температуры);
— паническая реакция у одного из членов звена;
— потеря элементов экипировки (каска, средства защиты рук или ног);
— медицинские показатели (ухудшение или резкое ухудшение самочувствия, либо травма).

Также основанием для подачи сигнала бедствия и началом аварийной разведки следует считать следующие ситуации:
— звено ГДЗС не выходит на связь в течение 3-х минут;
— доклад постового на посту безопасности о не выходе на связь звена ГДЗС в течение 3-х минут.

Важно! Сигнал Mayday может подать любой участник тушения пожара и без разницы, кем он трудится – оперативным дежурным, пожарным или водителем. Сигнал бедствия равен для всех.
Стоит помнить, что в случае панической реакции участники тушения пожара могут забыть передать в радиоэфир саму фразу «Mayday», и сигнал бедствия будет подан криками о помощи.
Получение информации о том, что кто-то из участников тушения пожара оказался в ситуации, угрожающей жизни, является аналогом непосредственно наблюдаемого бедствия, после которого начинается операция спасения.
Участники тушения пожара, попавшие в сложную ситуацию, должны передать сигнал бедствия Mayday в тот момент, когда они только подумают, что попали в ситуацию угрожающую их жизни.
На самом деле пожарным и спасателям, проработавшим достаточное количество времени, чтобы считать самих себя профессионалами, очень сложно признаться в первую очередь самим себе, что они «вляпались» в неприятную ситуацию.

И с этим сталкивается пожарная охрана практически всех стран, в которых существует правила подачи сигнала бедствия. Если посмотреть на причины страха позвать на помощь, то они одни и те же:
— ожидание наказания за подачу сигнала бедствия;
— насмешки со стороны личного состава или руководства;
— гордость;
— мнимая способность действовать самостоятельно, недооценка собственных сил («Я смогу выбраться сам»);
— отрицание, что беда может случится именно с ним («Со мной такого никогда не случится», «Это случается только с менее опытными»).

Все указанные выше причины одинаково опасны и могут привести к гибели.

Следует помнить, что с самой передачей сигнала бедствия Mayday тоже могут возникнуть проблемы. Обычно это происходит, когда аварийное звено или пожарный:
— говорят слишком громко и много (начинают кричать в радиостанцию) или передают информацию очень быстро;
— из-за панорамной маски СИЗОД голос становится тихим и неразборчивым;
— не следят за радиоэфиром, не отвечают на запросы;
— пытаются перебить трафик переговоров, в результате чего сигнал бедствия не слышен на общем фоне загруженного радиоэфира;
— неисправна радиостанция (разряжены аккумуляторные батареи или переключена частота, на которой работают другие участники тушения пожара).

Вместе с этим возможны проблемы и с принятием сигнала бедствия – невнимательность всех участников тушения пожара (в том числе постовых на постах безопасности), которые не слышат сигнал бедствия, или банальный страх «услышать первым» (сделаю вид, что не слышал, может быть, кто-то ещё примет вместо меня решение).
В российской пожарной охране у самого термина Mayday существует множество противников. В основном это происходит из-за того, что это слово иностранного происхождения и якобы не может быть использовано российскими пожарными. Все попытки придумать, заменить или найти русскоязычные аналоги, в полной мере описывающие аварийную ситуацию, привели к одному известному слову, относящемуся к обсценнной лексике.
Естественно, закрепить использование такой «альтернативы» в нормативной базе не получится.
Основные правила подачи сигнала бедствия Mayday:
— никогда не бойтесь передать сигнал бедствия!
— лучше позвать на помощь в тот момент, когда это необходимо, чем вообще не позвать.
— ничто не может являться препятствием для использования радиостанций в случае необходимости подачи сигнала бедствия, привлечения внимания, сообщения о своем местоположении и получения помощи;
— сигналы бедствия должны передаваться на рабочих частотах, однако можно использовать и любые другие доступные частоты, на которых можно привлечь к себе внимание;
— вызов в случае бедствия должен пользоваться абсолютным приоритетом перед всеми другими сообщениями. Все слышащие его радиостанции должны немедленно прекратить любую передачу, которая может причинить помеху аварийному радиообмену, а также продолжать слушать на частоте, использованной для передачи вызова при бедствии.

В качестве итога материала хотелось бы сказать, что в общем всё равно, как будет подан сигнал бедствия, главное, чтобы сигнал бедствия был подан, ведь нельзя спасать аварийного пожарного, не зная, что он попал в беду…

Источник: http://uk-cert.ru/news/signal_bedstviya_mayday/

Надежные способы подачи сигналов бедствия

  • Печать
  • E-mail

Лес может быть очень опасен – если отнестись к походу с пренебрежением. Навыки выживания в такой местности профессионалы оттачивают годами. Но и новичку необходимо знать определенные правила поведения, иначе обычный поход в лес может закончиться трагично. Особенно актуально это летом, когда многие люди, стремясь отдохнуть от города, уходят на несколько дней в одиночный поход.

Участники похода (спортивного, туристического маршрута) в обязательном порядке должны иметь при себе следующее имущество и оборудование: сотовый телефон, прибор GPS для определения координат на местности, два внешних источника питания для телефона, динамо-фонарь, работающий без батареек, аптечка для оказания первой доврачебной помощи, полис обязательного медицинского страхования на каждого члена группы.

С целью нахождения вашего местоположения необходимо:

— иметь гугл аккаунт, подключенный к телефону;

— в телефоне или компьютере открыть браузер, в поисковой строке ввести android.com/find;

— после соединения устройства, на карте будет показано ваше местоположение.

При отсутствии рации, пиротехнических средств туристы должны знать и использовать самые простые и вместе с тем достаточно надежные способы подачи сигналов бедствия.

Дымом костра издавна пользовались как призывом о помощи.

Чтобы подать сигнал своевременно, топливо для огня заготавливается заранее. Его складывают на открытых местах: поляне, вершине холма, речной косе. Дым должен быть густым и черным. Для этого в костер, после того как он разгорелся, кладут свежую траву, зеленую листву деревьев, хвою, сырой мох. В зимнее время огонь следует укрывать от снега лапником.

Постоянный сигнальный костер при стационарном лагере разводят на каком-нибудь возвышенном месте. Зажигать его надо, лишь увидев поисковый самолет или вертолет, но не раньше.

Еще один надежный способ — сигналы международного кода. Геометрические фигуры международного кода выкладываются из лапника на снегу или путем вытаптывания снега, выламыванием или вырубкой кустарника, но обязательно на открытом месте.

Сигналы международного кода

Выложенные из камней, такие знаки также будут заметны с воздуха, но значительно хуже. Фигуры лучше делать не менее 6 метров в длину и около полуметра в ширину. Только в этом случае их можно будет заметить с самолета или вертолета.

Одно из самых эффективных средств — сигнальное зеркало.

Заменить его можно куском коры с прикрепленным к нему кусочком фольги от обертки шоколада или даже хорошо отполированной крышкой от консервной банки. С самолета, летящего на высоте 1-1,5 километра, световой «зайчик» обнаруживают на расстоянии до 25 километров, то есть раньше, чем любой другой визуальный сигнал. В используемых в качестве сигнального зеркала металлических блестящих предметах пробивают в центре отверстие для наведения на самолет. Луч целесообразно посылать вдоль всего горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума поискового самолета. Если нет возможности развести костер или использовать для подачи сигнала красную ракету или зеркало при появлении поискового вертолета, надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом.

Обычная ошибка растерянных людей, попавших в беду (на суше и на море), при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства, и в частности стрельбу. Сигнал — это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов за один раз.

Помните, правильные и грамотные действия сохранят вашу жизнь и жизнь других людей.

Источник: http://selgazeta.ru/bezopasnost/nadezhnyie-sposobyi-podachi-signalov-bedstviya.html

А ещё  Нож таежный: виды и характеристика